сказка про снегЖила-была одна принцесса. Она была доброй, мудрой и ответственной, заботилась обо всех своих подданных, и все ее очень любили. А еще ей нравились подснежники, но это к делу не относится.
Так было до тех пор, пока однажды на балу принцесса не повстречала принца из соседнего королевства. И тут же влюбилась в него с первого взгляда.
Только вот беда - принц ее вовсе не любил. Его сердце давным-давно принадлежало другой девушке и он был вынужден сказать принцессе "нет".
Жители королевства очень переживали за свою правительницу. Еще бы, ведь от своей несчастной любви она тоже стала выглядеть несчастной.
- Не волнуйтесь, - утешала их принцесса, пытаясь улыбнуться под слоями пудры "здоровое юное лицо №5", - это скоро пройдет и со мной все будет в порядке.
Принцесса очень старалась забыть свою любовь и отвлечься государственными делами или королевскими забавами, но тот маленький кусочек ее сердца, куда она спрятала все свои воспоминания о принце, продолжал болеть каждую ночь.
Однажды дело дошло даже до того, что принцесса заснула прямо посреди совещания финансовых советников.
- Нет, - серьезно возразила она тем вечером своему отражению в зеркале, - так больше не пойдет. Нужно что-то делать.
Вот только разве можно что-то сделать с любовью в человеческом сердце, не убив его при этом насовсем?
В одной старой-престарой колдовской книге говорилось, что такой способ есть. Нужно всего лишь заморозить сердце на время.
И принцесса решилась.
- Я же не навсегда, - шептала она своему отражению в зеркале, водя пальцем по строчкам на пожелтевших страницах, - я же не все, а только кусочек!
++++++
Следующим утром принцесса прочувствовала себя совершенно здоровой. Она весело принялась за королевские дела и подданные радовались, снова видя ее счастливую улыбку.
Но чем ближе была ночь - тем сильнее опять начинало что-то болеть в груди.
- Не может быть, - думала принцесса, - я же должна была заморозить свою боль! Неужели колдовство не подействовало?
Но, прислушавшись к себе, принцесса поняла - нет, книга не ошиблась. Колдовство сработало как надо. Это просто живая часть сердца в месте, соприкасающемся с заколдованной, начинала болеть от холода.
- Нет, нет, нет! - в отчаяньи воскликнула принцесса. - Я не могу снова не выспаться, ведь завтра у меня важный прием послов из соседних королевств! Все подданные надеются на меня и я не могу их подвести! Пусть завтра мое сердце не болит, хотя бы до вечера, а там я что-то придумаю.
И она снова открыла колдовскую книгу на замораживающем заклинании.
+++
На этот раз оставшийся живой кусочек сердца не тревожил ее только до обеда. На следующий день - лишь до полудня. А на послеследущий начало болеть сразу за завтраком...
Поползли слухи, что принцесса серьезно нездорова. Каждый вечер она запиралась в своих покоях и рыдала. Но каждое утро она выглядела такой свежей и радостной, как будто крики из ее комнаты просто приснились слугам.
Придворные терялись в догадках.
Вечером принцесса кусала губы и пыталась сдержать боль, но ночью все равно не выдерживала и снова читала заклинание.
Засыпая, она прислушивалась к своему сердцу, которое билось все реже, и думала о том, что, кажется, она умирает.
Слезы принцессы на лету превращались в льдинки и звонко стучали по паркету.
+++
В один из летних дней принцесса проснулась к обеду. По ее расчетам, сегодня сердце должно было напомнить о себе сразу после восхода солнца. Но боли не было.
- Прекрасно! - думала принцесса, любуясь своим совершенным лицом в затянутом инеем зеркале. - Наконец-то эта дурацкая любовь прошла! Нужно обрадовать подданых.
Но придворные, только раз посмотрев на нее, кричали и разбегались в ужасе. Те из них, кто убежать не успевал, от прикосновения принцессы превращались в лед. Льдом становились ковры, по которым ступала ее нога, и двери, которых касалась ее рука. Картины и вазы, кошки и фикусы - все мгновенно превращалось в безмолвные статуи от дыхания принцессы.
Люди навсегда покинули то королевство, назвав его проклятым.
Впрочем, принцессе до этого уже не было дела.
Люди вообще странные несуразные создания, в отличие от ровных граней льда или совершенной симметрии холодных иголок изморози на поверхности снежинок.
+++
Много лет принцесса обходила свои владения, украшая их все более искусными узорами из замерзшей воды. Совершенные капли сосулек и искрящийся солнечный свет в полированной поверхности льда, симметричные углы преломления - вот настощая, пусть и холодная красота.
Однажды, сидя на своем ледяном троне, принцесса задумалась. Почему ее должны называть принцессой? Разве она юна? Разве она неопытна в деле правления?
- Королева, - сказала принцесса, ослепительно улыбнувшись зеркалу. - Да, я - королева.
"Королева", - подтвердили сосульки перезвоном, "королева", - шептал снег, метясь поземкой по земле.
"Снежная королева", - в страхе говорили друг другу люди, показывая пальцем на далекий сверкающий замок и обходя стороной страну вечной зимы.
+++
Иногда в покои Снежной королевы забредали люди, но быстро замерзали до смерти. Их несовершенные неблестящие тела и безобразные вещи снежные големы относили на край королевства - и там оставляли.
Ничто не должно было нарушать красоту ледяного замка.
Но однажды в руки королеве попали четыре детских кубика с нарисованными на них буквами.
- Идеальный куб, - думала королева. - Почти совершенен. Не знала, что люди способны на что-то подобное.
Где-то в глубине замерзшего сердца королевы шевельнулось воспоминание, как она в детстве сама составляла из таких кубиков слова.
- Какое же слово мне составить? - отстраненно думала королева, - "Лед"? "Совершенство"? "Я"? "Вечность"? Да, "вечность" - вот хорошее слово. Нужно будет выложить его перед входом, чтобы эти люди видели, куда попадают.
Все нужные буквы присутствовали на боках кубиков. Но слово не складывалось.
Снежная королева прочитала геометрию.
Слово не складывалось.
Королева выучила лингвистику.
Слово не складывалось.
Наконец королева решила открыла психологию. Страницы, посвященные любовным болезням она пролистала тут же, ведь совершенно ясно, что если у нее ничего не болит - то значит она здорова.
"Люди - единственные существа, способные к творчеству, нестандартному решению задач и выходу за рамки системы. Их с виду бесцельная деятельность в одном случае из тысячи все же способна дать тот самый толчок к новым открытиям".
Королева захлопнула "Психологию" (Ашек Р. Д., черн. маг, высш. степ., изд. "Ограй", Вавилон 26653 г., 2 экз.) и взглянула в свое зеркало.
Идеальные черты лица. Совершенная прическа и осанка. Идеально голубой цвет кожи.
Королева приложила ладонь к груди. Сердце не билось. Последний раз оно попыталось как-то вяло дернуться четыреста лет назад, но с тех пор вело себя тихо.
Нет, она явно не человек.
"Наиболее способны к нестандартному мышлению маленькие дети"...
+++
Дождь замерзает от дыхания королевы и над городом наконец-то выпадает белый снег. Детишки тут же радостно выбегают на улицу лепить снежных баб. Белые сани мчатся так быстро, что холодные звезды сливаются в сверкающую полосу. Но сегодня нет времени любоваться их совершенством. Один круг, другой...
Вот в одном из дворов мальчишка переворачивает санки других детей.
"Повышенная хаотичность", - думает королева. - "Значит, он."
Сани останавливаются рядом с открывшим рот от восхищения ребенком.
- Мальчик. - царственно говорит королева. - Хочешь пойти со мной?
+++
Маленькая девочка бежит к саням, крича по дороге "Кай, Кай!" - но безнадежно опаздывает.
+++
Мальчик (его зовут Кай) оказался довольно шумным существом. Всю дорогу до замка он вертелся и спрашивал королеву, когда она покажет свои классные сани его друзьям и сестре. Когда же он увидел ледяной замок - то сначала закричал от восторга, а потом стал жаловаться, что от многочисленных бликов у него болят глаза.
Тогда королева открыла волшебную книгу и заморозила его глаза.
Кай стал просить у нее еды. Тогда королева заморозила его живот.
- Сложи из этих кубиков слово "вечность", - приказала она, - а не то я заморожу тебе ноги и ты навсегда останешся здесь.
Сердце ребенку замораживать королева не стала. Иначе Кай ничем бы не отличался от нее и точно не смог бы решить задачу.
Мальчик сидел над кубиками днем и ночью, но у него ничего не выходило.
Слово "вечность" не складывалось - ни завтра, ни послезавтра, ни послепослезавтра.
- У меня не получается! - ныл Кай. - Почему именно я? Вы не могли бы украсть кого-нибудь другого вместо меня?
- Ты отличаешься особой тягой к хаосу и дерзости, - отвечала королева. - Ты противостоишь системе, а значит, должен иметь нестандартное мышление. Займись кубиками.
- Какой-такой системе? - удивлялся Кай. - Да я просто веду себя, как и должен настоящий мальчишка, а не как какая-нибудь тухлая сопля! Вот!
Королева сверкнула на него своими ледяными глазами и надолго задумалась, откинувшись на спинку трона.
Она только сейчас поняла свою ошибку. Если система ценностей людей не совпадает с ее стремлением к порядку...
...тогда Кай не сможет составить слово "Вечность". Потому что он всегда делал только то, что почиталось другими людьми - был "настоящим мальчишкой". Откуда у него взяться нестандартному мышлению?
Королева молчала. Ошибка была огромной. Нужно было полностью пересмотреть параметры выбора и искать нового ребенка. А еще нужно было куда-то деть Кая.
+++
Впрочем, вторая проблема вскоре решилась сама по себе - пришла какая-то девчонка и увела Кая с собой.
+++
Снова ледяные сани мчатся по небу, безмолвно сверкая в морозную ночь. На этот раз королева ищет другого ребенка, и находит.
У окна, подальше от праздничной суеты, которую люди зовут "Рождество", сидит с книгой худенький мальчик.
Ледяной ветер распахивает окно и королева властно спрашивает:
- Мальчик. Ты хочешь пойти со мной?
Тот отрывает взгляд от книги и смотрит на королеву своими глазами цвета талой воды. Цвета летнего неба. Цвета с крапинками зеленой весенней травы и веселых пчел. Цвета, который совершенен.
Невидимый удар изнутри шатает сани и комнату вокруг королевы и она, чтобы не упасть, опирается на подоконник.
- Мальчик. - холодно спрашивает она, - и часто у вас бывают землятресения?
- Никогда, мэм, - удивленно отвечает мальчик.
Королева прикладывает руку к груди и понимает, что это - сердце.
Но это уже другая история.